Вы здесь: Главная | Методическая копилка | Тагильцева Марина Сергеевна | «Применение действий наглядного моделирования в образовательной и игровой деятельности» (Консультация для воспитателей)

«Применение действий наглядного моделирования в образовательной и игровой деятельности» (Консультация для воспитателей)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12» г. Пласта

 

 

 

 

 

 

 

 

«Применение действий

наглядного моделирования

в образовательной и игровой деятельности»

(Консультация для воспитателей)

 

 

 

 

 

 

                                                                               Подготовила и провела:

                                                                              воспитатель Тагильцева М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

       Умственное развитие дошкольников - важнейшая часть их общественно-психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребёнок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

      Отечественные психологи и педагоги разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей.

       Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

       Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами, действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.

       Так, в работе мы используем различные муляжи и игрушки в образовательной деятельности и в сюжетно-ролевых играх. Так же мы широко используем модель дороги для изучения правил дорожного движения, а также различные чертежи и схемы.

       Замещение – это использование при решении различных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.

        Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыла, а стул «превращается» в автомобиль. Позднее, не только отдельные предметы начинают заменять другие, но и сам ребёнок берёт на себя роль, изображает из себя другого человека.

        Человечество выработало большое количество знаков и главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать, что именно они означают, какая сторона действительности за ними «спрятана».

        Но понимания обозначения отдельных предметов не достаточно для решения умственных задач. Любая  задача требует анализа её условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. Такие отношения могут выражаться в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены с помощью тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве.

       На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. Так, например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой предполагает использование наглядной модели звукового состава слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывает порядок следования звуков.

       Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. Четырёх-пятилетние дети легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А ведь план – это и есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нём при помощи заместителей, а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаге повторяет расположение предметов в реальном пространстве.

       Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.

       Использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольника видах деятельности. Это прежде всего сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Когда дети изображают в игре, например, больного и доктора, они практически создают модель взаимоотношений врача и пациента, хотя эта модель не вычерчивается на бумаге, а развивается в живом действии.

       Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Сделанный из строительного материала домик – объёмная модель реального здания, передающая при помощи заместителей отношения между его основными частями. Что касается детского рисования, то одной из его отличительных особенностей является схематизм. Рисуя по собственному замыслу, ребёнок передаёт не столько внешний вид предметов, сколько он знает об их строении, отношении между частями, т.е. строит изображение, значительно более близкое к наглядной модели. Использование заместителей и моделирование в игре, конструировании, рисовании и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования.

         Однако, именно потому, что это происходит стихийно, без надлежащего руководства со стороны взрослых, уровень развития умственных способностей у различных детей оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребёнка, реализуются не полностью. Выполнение специальных заданий, требующих от ребёнка использования разных видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей, может существенно повысить уровень развития его умственных способностей.